П.2.5. Инженерно-геологические работы

П.2.5.1. Целью инженерно-геологических работ является определение состояния балластной призмы и земляного полотна, а также получение данных для обоснования переустройства при реконструкции искусственных сооружений на новые, в том числе, по новой оси. При этом используются результаты анализа:
состояния рельсовой колеи по данным проходов путеизмерительных вагонов;
проходов нагрузочного агрегата;
обследования комплексом геофизических методов (георадиолокация, электроконтактное динамическое зондирование);
обследования инженерно-геологическими методами (бурение, устройство закопушек, шурфов, прорезей).
П.2.5.2. При обследовании балластного слоя и земляного полотна руководствуются Методическими указаниями по обследованию балластного слоя, ЦПТ-16/77, ВТУ N ПДЛ-30/16 от 28.05.96 г., Технологическим регламентом диагностики и режимных наблюдений объектов земляного полотна для постоянной эксплуатации (ОАО "РЖД" МИИТ. М НИИТКД, 2007-92), Техническими указаниями по устранению пучин и просадок железнодорожного пути, ЦПИ-24 и Руководством по определению физико-механических характеристик балластных материалов и грунтов земляного полотна, ЦПИ-36.
П.2.5.2.1. Обследование балластного слоя включает в себя:
определение толщины балластного слоя и слоя накопленных балластных материалов;
определение загрязненности балластного материала с отбором проб.
Непрерывное определение толщины балластного слоя совместно с накопленными балластными материалами проводят по оси пути с использованием георадиолокации.
П.2.5.2.2. Определение толщины и состояния балластного слоя под шпалой производится инструментальным методом не менее, чем в трех местах на километр, у пассажирских платформ (начало и конец), по осям искусственных сооружений, у переездов и на стрелочных переводах, а также в точках, согласованных с дистанцией пути и Службой диагностики и мониторинга Дирекции инфраструктуры с учетом результатов георадиолокации, нагрузочных испытаний и проходов путеизмерительных вагонов.
П.2.5.2.3. Скважины (электроконтактное динамическое зондирование) для обследования земляного полотна устраивают по оси пути не менее чем на 2 м ниже расчетной глубины промерзания, определяемой в соответствии с методикой Технических указаний по устранению пучин и просадок железнодорожного пути, ЦПИ-24.
П.2.5.2.4. Выработки в однородных глинистых грунтах, залегающих в слое прогнозируемого расчетом сезонного промерзания-оттаивания, предусматривают с частотой не реже чем через 200 м в продольном направлении. Грунты считают однородными при возможности отнесения их к одному виду.
Помимо оси пути обследование земляного полотна производят по схемам рисунка П.2.5. Поперечники с выработками закладывают на каждом виде земляного полотна, а в выемках дополнительно и на выходах из них.

См. Рисунок. П.2.5 Схема расположения минимально необходимого количества геологических выработок при обследовании балластной призмы и земляного полотна: а) в выемке н на нулевом месте; б) на насыпи.

П.2.5.2.5. Для оконтуривания балластных корыт и лож на участках с пучинами, просадками пути и интенсивными расстройствами рельсовой колеи
по уровню и в продольном профиле помимо устройства выработок по оси пути проводят обследование в следующих точках:
с наружной стороны рельсовых нитей;
на обочинах (междупутье) на расстоянии 0,4 м от концов шпал.
В этих точках определяют положение границы раздела накопленных балластных материалов и глинистых грунтов земляного полотна.
П.2.5.2.6. Инженерно-геологическое обследование деформирующихся участков выполняют в соответствии с требованиями Технических указаний по устранению пучин и просадок железнодорожного пути (ЦПИ-24).
П.2.5.2.7. С использованием георадиолокации по продольным и поперечным георадарным профилям устанавливают положение литологических слоев земляного полотна и основания, состав и состояние грунтов, а также условия увлажнения.